kantrium.com | MySuomi.com | vivaspb.com | finntalk.com

Экскурсия в Ацагатский дацан

 Ацагатский дацан «Гандан Даржалинг»

(Основан в 1825 г.) 

Дацан является одним из самых известных и старейших буддийских монастырей Республики Бурятия. Его первый деревянный храм-сумэ был построен в 1825 г. у реки Шулута, в местности Боро-Тонтой села Ацагат в честь богини Белой Тары (Цаган Дара-эхэ). Инициатором строительства нового дацана стал выдающийся буддийский религиозный деятель-реформатор Цаннид-Хамбо Агван Доржиев. 

 

В 1877 году Главное управление Восточной Сибири удовлетворило прошение прихожан о строительстве новых зданий дацана в трёх верстах от старого в местности Энгэр-Тугла. Основной причиной переноса дацана было его неудачное расположение в сырой низине.

Главный храм нового дацана «Цогчен-дуган» сочетал разные архитектурные стили. Первый каменный этаж дацана был выполнен в тибетских традициях, деревянные второй и третий - в китайских.

Дацан являлся крупнейшим в Бурятии духовно-просветительским центром и одним из известнейших центров тибетской медицины. В 1920 годах Цаннид-Хамбо лама Агван Доржиев совместно с пандито хамбо-ламой Чойнзоном-Доржи Иролтуевым основали и построили в дацане лазарет и школу тибетской медицины, в которой обучалось около 50 человек. В 1926 году, при содействии Агвана Доржиева, в Ацагатский дацан был передан Атлас тибетской медицины – уникальный комплект иллюстраций к главному учебнику тибетской медицины - трактату XVII века «Чжуд-ши». Живописный Атлас, имеющий поэтическое название «Вайдурья-онбо», что означает «Голубой берилл», был передан из Цугольского дацана. Со временем был создан Малый Ацагатский атлас медицины.

Ацагатский дацан имел свою типографию. Она издавала 46 наименований книг на тибетском языке, 47 наименований на монгольском языке. Кроме книг, типография печатала ксилографические оттиски изображений бурханов и хий морин. Деревянное здание типографии сохранилось и находится к северо-востоку от ограды монастыря.

В 1891 году дацан посетил цесаревич Николай, возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память о его пребывании, на месте, где стояла палатка цесаревича, в 1897 году был построен храм-сумэ, посвященный богине Белой Тары (Цаган-Дара Эхэ).

В октябре 1922 года в Ацагатском дацане прошёл первый духовный съезд буддистов двух Бурят-Монгольских автономных областей Дальневосточной республики и РСФСР. На съезде были приняты: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири» создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).

17 декабря 1925 года ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР приняли постановление о проведении в жизнь декрета советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви. В соответствии с постановлением вся собственность дацанов переходила к государству. Школа тибетской медицины и ламы были обложены налогами.

Весной 1933 года рядом с дацаном был образован милицейский совхоз, который начал использовать земли дацана. При совхозе был открыт дом для беспризорников.

15 августа 1936 года дацан был ликвидирован постановлением Улан-Удэнского городского совета. Здания дацана использовались для школы-интерната. Были утрачены здания двух сумэ и Джуд-дугана, разрушены монастырские стены, субурганы, перестроены здания «Цокчен» дугана и «Чойра».

В 1991 году Далай-лама XIV освятил место будущего строительства Ацагатского дацана, а в 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание построено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена первая служба.

В 1999 году при дацане был открыт дом-музей Агвана Доржиева.

Стоимость экскурсии договорная.

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика